К такому повороту великий тренер был не готов.
В качестве тренера Виктор Тихонов добился выдающихся результатов. Он трижды выигрывал Олимпиаду, в восьми случаях становился чемпионом мира и 12 раз добирался до победы в чемпионате СССР. К Виктору Васильевичу можно относиться по-разному. Многие его подопечные до сих пор вспоминают жесткость, а порой и жестокость этого специалиста. Иногда могло сложиться впечатление, что для Тихонова жизни вне хоккейного стадиона попросту не существовало. И к игрокам он относился соответствующе. Если кому-то из них нужно было покинуть базу из-за уважительных обстоятельств, то чаще всего Виктор Васильевич отвечал отказом. Причина была не важна. Тяжелая болезнь близкого родственника, роды жены или даже похороны — для Тихонова это не имело никакого значения.
В тренировочном процессе легендарный тренер тоже был очень строг и требователен. Те, кто работал под руководством советского специалиста, с дрожью в голосе вспоминают его излюбленное упражнение под названием «Сантьяго». Его суть заключалась в том, чтобы пробежать 16 отрезков по 400 метров на полной скорости. Хоккеисты натурально работали на износ. Однако Тихонов был требователен не только к подопечным, но и к себе. Олимпийский чемпион был чрезвычайно трудолюбив и отдавался любимому делу на сто процентов.
«Тихонов самозабвенно отдается хоккею. Он постоянно что-то выдумывает, усовершенствует, все время в поиске. Он умеет сам работать 24 часа в сутки и может заразить своим энтузиазмом других. Это очень важно. Придя в ЦСКА, Тихонов не стал рубить с плеча, перестраивать на свой лад весь учебно-тренировочный процесс, ломать проверенные игровые концепции. Все лучшее, фундаментальное было сохранено, хотя в чем-то и тренировки команды, и ее стратегия стали другими. Насколько он болеет хоккеем, как восприимчив успехам и неудачам, вы можете понять, понаблюдав за тренером во время матча. Это обнаженный нерв. И как только его хватает до конца игры…», — писал Владислав Третьяк в книге «Верность».
Тихонов воспринимал близко к сердцу любую неудачу. Однажды это довело его даже до сердечного приступа! Третьяк рассказывал, что у Виктора Васильевича возникли проблемы с сердцем по ходу турнира на Приз газеты «Известия» в 1977 году. Все начиналось для сборной СССР достаточно благополучно. Подопечные Тихонова разобрались с командой Канады (которая была представлена клубом «Квебек Нордикс») со счетом 5:3. Следующим соперником советской сборной стал их злейший хоккейный враг — Чехословакия. С этой командой у наших парней всегда были непростые отношения. Однако мало кто ожидал, что крепкая сборная СССР будет разгромлена на домашнем турнире. При том что в Москву Чехословаки приехали без многолетних лидеров в лице Франтишека Поспишила, Иржи Голика и Владимира Дзуриллы. Что не помешало им играючи разобраться с хозяевами турнира. Сборная СССР потерпела унизительное поражение со счетом 3:8. В составе советской команды отличились Михайлов (дважды) и Харламов. У противоположной стороны забивали Бубла, Мартинец (дважды), Штястны, Глинка, Поузар, Новак и Аугуста. Именно после этой встречи у Тихонова случился сердечный приступ.
Что неудивительно, ведь для Виктора Васильевича такой исход стал ударом ниже пояса. Он совсем недавно возглавил ЦСКА и сборную СССР, получив карт-бланш в трансферных вопросах. Руководители советского спорта приняли решение о создании базового клуба сборной на основе московских армейцев, поэтому Тихонов мог заполучить почти любого интересовавшего его игрока. В такой ситуации тренеру было важно показать, что он готов давать результат. К счастью, то унизительное поражение от сборной Чехословакии не повлияло на судьбу наставника ЦСКА и сборной. В дальнейшем он завоевал десятки трофеев и стал одним из величайших тренеров в истории хоккея.