Сейчас это обыденность.
Анатолий Тарасов был тренером до мозга костей. Фактически у него не было игровой карьеры. Да, Анатолий Владимирович выходил на лед и даже становился лучшим снайпером первенства СССР. Однако вместе с этим он выполнял функции играющего тренера. Сначала эту роль ответственному специалисту доверили в ВВС МВО, а потом и в ЦДКА, где Тарасов задержался на следующие несколько десятилетий. Все окружающие прекрасно видели тягу и предрасположенность Анатолия Владимировича к функциям лидера и главного организатора. Легендарный специалист никогда не отличался легкомысленностью или расслабленностью.
Современники Анатолия Тарасова приводили такой яркий пример из игровой карьеры мэтра отечественной тренерской школы. После тяжелейшего матча хоккеисты ЦДКА зашли в раздевалку и рухнули на свои места без сил. По спортсменам было заметно, что им требуется отдых и восстановление. Причем не только физическое, но и моральное. Игроки начали обсуждать семейные дела, шутить и разговаривать на отвлеченные темы. Таким образом они разгружали нервную систему и расслаблялись. Однако в разгар этого процесса слово взял играющий тренер Тарасов, который сказал: «Товарищи, завтра тренировка ровно в 14 часов». Вот таким был Анатолий Владимирович — хоккей не выходил из его головы.
«Блестящий советский журналист Илья Витальевич Бару и Анатолий Владимирович Тарасов познакомились почти сразу после войны. Друг друга величали по имени. Илья Витальевич называл Тарасова «злостным болельщиком хоккея», поясняя, что под словом «злостный» он подразумевает огромный вклад тренера в развитие и процветание этой игры в Советском Союзе. Тарасов тем не менее терпеть не мог тех, кто «магнетически» реагирует на победы сборной в крупных международных турнирах. «Он мне много раз повторял одну и ту же фразу, — вспоминал Бару. — «Если мы будем убеждены, что всего достигли, — грош нам цена. Золотые медали чемпионов мира или Олимпийских игр — это далеко не главное. Главное — что-то искать, находить, изобретать». Однажды Михаил Михайлович Яншин, большой ценитель и знаток спорта, в разговоре с Бару вспомнил слова Константина Сергеевича Станиславского: обязательность успеха препятствие для творчества. Тарасов суждение Станиславского своей работой опровергал. У хоккейного мэтра, никогда об обязательности успеха не забывавшего, именно творчество всегда служило достижению главной в спорте цели — результата», — писал Александр Горбунов в книге про Анатолия Тарасова.
Как и у многих тренеров, у Анатолия Владимировича были свои секреты. Современные специалисты для планирования тактики могут использовать различные графические программы или специальные планшетки, на которых можно наглядно показывать всевозможные схемы и тактические построения. У Тарасова, тренировавшего в середине прошлого века, такого многообразия вариантов просто не существовало. Поэтому он изобрел собственный способ визуального построения игры своей команды.
Легендарный специалист предварительно рисовал хоккеистов на картоне, затем вырезал из этого фигурки, приклеивал к ним кружочки в качестве опоры и размещал все это в специальном неглубоком ящике. Границы этого ящика и служили воображаемой ледовой площадкой. Благодаря этому Тарасов моделировал различные игровые ситуации и перемещал игроков так, как ему виделось. Так и рождалась чемпионская тактика, благодаря которой ЦСКА при Анатолии Владимировиче из года в год становился чемпионом!