Авторская колонка известного телеведущего, пресс-атташе сборной России в 2005-2015 годах Ильи Казакова — о будущем двух звездных нападающих.
25 миллионов рублей, которые промоутеры предлагают Артему Дзюбе и Федору Смолову за то, чтобы они вошли в клетку ММА, так и остались приманкой, которая не сработала. Если не рассматривать этот бонус в качестве промоакции, конечно. Тогда да, эффект достигнут — но все равно послесловием осталась пустота. Сложно представить, что обе звезды российского футбола захотели бы пойти на такой поединок. У одного — действующий контракт с клубом РПЛ. У другого — жизнь, которая течет в своем русле. И 25 миллионов, равно как и ажиотаж, который сопровождал бы подобное, погоды для элитных бомбардиров нашего футбола не делают.
Скорее это предложение заставило задуматься о другом — а что дальше? Благо недавно в Санкт-Петербурге произошло назначение Константина Зырянова на пост председателя правления «Зенита». Что дало повод вспомнить культовых игроков национальной команды, которые недавно завершили карьеру и пытаются найти себя в новом качестве.
Артем Дзюба. Фото Дарья Исаева, «СЭ»
Андрей Аршавин в том же «Зените» курирует молодежный футбол и одновременно считается лучшим экспертом из всех, кто работает на телевидении и в онлайн-проектах.
Дмитрий Сычев пытается реализоваться в родном Омске в качестве президента ФК «Иртыш».
Игорь Смольников пробовал роль вице-президента «Урала», отвечающего за селекцию.
Роман Павлюченко наслаждается тем, что в Италии называют dolce vita.
Кто-то работает амбассадором РФС. Кто-то пошел в тренеры.
Но практически все так или иначе остались в футболе — или пытаются остаться.
Мы уже привыкли видеть их в ином статусе, за пределами газона. И почему-то не приходит в голову мысль, что Дзюба и Смолов — последние из того поколения, которое уезжало за рубеж, выступало в Лиге чемпионов, приносило славу стране на чемпионатах мира или Европы. Вечного Игоря Акинфеева выношу за скобки. Закончат они — и уйдет в историю целая эпоха.
И раз это поколение стало культовым, станет оплошностью, если кто-то из них дальше заживет сам по себе — без работы в футболе или на футбол.
Шоу Дзюбы в Сочи: обошел Лоськова по «гол + пас», обновил рекорд российского футбола и не забил пенальти
С Дзюбой все, как представляется, проще. Он побил все мыслимые рекорды — но мотивация так никуда и не делась. Легко представить его ассистентом Заура Тедеева или Леонида Слуцкого. Или Станислава Черчесова — на первых порах. Как Сергей Семак долго набирался опыта, работая вторым у многих топов, так и Дзюба, вероятно, пойдет по такому пути. Но невозможно представить его кем-то иным кроме как тренером — футбольные шоу, экспертиза на ТВ тоже должны ждать Артема, но он уже жил этой жизнью, и получалось по-разному. Хотя кто сказал, что человек должен выбирать что-то одно? Многие специалисты, потеряв работу, с удовольствием ходят на футбольные программы. А есть те, кто не боится делать это, оставаясь действующим тренером.
Но Дзюба поехал в «Акрон» на относительно небольшие деньги. Оставив семью, какие-то амбиции — будь то претензия на медаль или комфортная жизнь в крупном городе. И ощущалось, что он прежде всего хочет выходить на поле, чтобы побить рекорды, чтобы остаться на вершине настолько долго, чтобы нам было даже сложно представить, кто способен дышать ему в спину в ближайшее десятилетие. И играет Артем сейчас так, что впору снова заговорить о вызове в сборную, а не о завершении карьеры.
Федор Смолов. Фото Дарья Исаева, «СЭ»
Смолов, который на два года моложе, эти слова — о финише в большом спорте — уже произнес. Не сразу, не летом, когда закончился контракт с «Краснодаром». И пауза без профессионального клуба стала такой, что начинаешь гадать — что ждет Федора дальше?
Мы пока не слышали от него, что готов стать тренером. Звучала мысль об интересе к профессии спортивного директора — но если посмотреть, кто занимает эту должность в клубах РПЛ, то там трудятся люди несколько иной биографии. Хотя, учитывая опыт и коммуникабельность Смолова, на этой стезе он тоже мог бы реализовать себя. Столько ведь сказано о его роли в чемпионстве «Краснодара» — даже не на поле, а в футбольном быту, в раздевалке. То, ради чего в свое время в заявку сборной на домашний чемпионат мира включили Владимира Габулова — хотя поначалу это не все встретили с пониманием.
«Рассматриваю вариант с переездом в другую страну». Смолов — о будущем, игре в Кубке России и сборной
Но Смолова все же легче представить в роли эксперта или ведущего, чем тренера или функционера. Можно даже провести ассоциативную связь с Александром Мостовым — футбольные люди, большие имена, умение обаять. По сути, кроме Царя, никто еще пока не реализовался в этом образе настолько полно. Все же Аршавин, несмотря на всю публичность, в первую очередь воспринимается как функционер и только потом как шоумен. А Мостовой — футбольный шоумен в чистом виде.
В любом случае главное, чтобы Федор остался в футболе. А кем — решать уже ему. Хотя мы свои предположения спешим высказать — слишком ярким было это поколение, чтобы потерять из вида даже кого-то одного.
Но время бежит.
* Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.