Казанский оценил успехи «Манчестер Юнайтед» на старте АПЛ
Денис Казанский вернулся! В отпуске он перечитал много классики. И теперь в своей авторской рубрике разбирает события в «Юнайтед» с помощью драматургии Антона Павловича.
«Сюжет должен быть нов, а фабула может и отсутствовать», — Антон Павлович Чехов лаконично и изящно описал всю суть своих гениальных пьес. Любой репертуарный театр по всей планете ставит «Чайку» или «Вишневый сад», «Иванова» или «Дядю Ваню». Драматургия Чехова актуальна всегда, потому что она универсальна миру и времени. Вечные темы, символика, психология и интерпретации — все про его «перо». Если бы Антон Павлович вздумал найти футбольный клуб, чтобы на его примере написать что-то свежее, им непременно стал бы «МЮ».
В каждый новый сезон клуб из Манчестера заходит с признаками чеховского произведения. Во-первых, жанр. Как известно, премьера «Чайки» провалилась, потому что люди шли в театр на комедию. «Вишневый сад» тоже комедия. Всматриваясь и вчитываясь, зритель и читатель недоумевают до сих пор — а где смеяться? По мнению Чехова, в пьесах нет конфликта героев-антагонистов, а есть только внутренний мир персонажей, да и то поверхностный. Либо это смех сквозь слезы.
Именно так можно отнестись к поражению элитного клуба от команды четвертого дивизиона. «МЮ» проиграл коллективу, о котором в Англии-то не всем известно, — «Гримсби Таун». Победа над «Юнайтед» стала главным событием в истории этого клуба… после основания. Жуткий ливень, в котором промокла совесть многих футболистов «Манчестера», был важным антуражным элементом. Это чеховская ремарка.
Рубен Аморим. Фото Reuters
Серия пенальти — апогей «комедии». Пробили все полевые, ударили вратари. Промах новичка Мбемо — и весь «Гримсби» высыпал на футбольное поле в радости и песнях. Главный тренер «Юнайтед» Рубен Аморим всю серию сидел под козырьком своей скамейки, уставившись в промокший газон, раскачиваясь и что-то бубня себе под нос. Это было смешно. Но стоило ли смеяться? После матча на футбольной планете не было человека, который не улыбнулся бы такому исходу и не посчитал стоимость, скажем, автобуса «Манчестера» в сравнении со всем составом «Гримсби».
«Для меня не столько важно, отыгрались мы или нет, сколько важны сигналы, которые команда посылала по ходу матча, прежде всего в его начальной стадии. Повторюсь, футболисты сделали свое очень громкое заявление», — сказал Аморим. «Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел… Если бы я жил нормально, то из меня мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский… Я зарапортовался! Я с ума схожу…» — он вполне мог бы продолжить речь словами Войницкого из «Дяди Вани».
The show must go on*. Колонка Казанского — о деградации «МЮ»
Глядя не только на матч с «Гримсби», но и на весь «Юнайтед» последних десяти лет либо на первые матчи этого сезона (абсолютно без разницы), не покидает ощущение, что это комедия по-чеховски. В которой не смешно. Что-то особенное. Николай Ракшанин, известный писатель и критик, так в конце XIX века описал то, что мы видим сейчас: «Это, разумеется, не комедия, это тем более не драма, несомненно это и не водевиль. Это именно настроение в четырех актах» (либо в двух таймах).
Герои Чехова всегда вспоминают прошлое. Весь быт, весь уклад идеален только в прошлом. Именно туда и хочется. Раневская мечтает вернуться в тот вишневый сад, три сестры все время вспоминают о той Москве, Аркадина все еще живет своим прошлым успехом на сцене…
Вот и сейчас признаки той жизни и того успеха перед глазами каждого болельщика и Аморима. Матч с «Бернли» (3:2) проиграть было нельзя. После позора с «Гримсби» любой результат, кроме победы, ему не простили бы.
Фото Reuters
«Юнайтед» начал блестяще. Первый тайм мог и должен был закончиться крупным счетом, а второй — стать формальностью. Но этого не произошло. Более того, до 90+7-й минуты держался счет 2:2. Это было продолжение «комедии-трагедии». «Юнайтед» использовал все ресурсы, чтобы победить. Дело было не в трех очках и турнирной таблице. Дело было именно в преодолении. Помог игрок «Бернли», чье имя по иронии стало нарицательным в Манчестере, — Энтони. Англичанин Джейдон Энтони схватил за майку и уронил на газон шустрого Амада Диалло. Пенальти.
Как и тремя днями ранее Аморим не смотрел на поле. Его взгляд сверлил противоположную трибуну, на крыше которой ярко-красным написано «Трибуна сэра Алекса Фергюсона». Каждый тренер после Фергюсона видит этот памятник успеху великого шотландца и рефлексирует, достаточно ли он хорош для этой работы. Соответствует ли он масштабу клуба и тому самому прошлому, о котором вспоминают все, сравнивают. И будут это делать постоянно. Красивое решение, с точки зрения болельщиков, назвать так трибуну напротив тренерской скамейки, но каково тренерам?!
О чем думал Аморим, глядя на трибуну с именем сэра Алекса, пока разбегался Бруну Фернандеш? Не забивает капитан — все! Надо идти к боссам клуба и готовить три письма преемнику, как в старом анекдоте. На конвертах надписи: «вскрыть, когда «будет плохо», «совсем плохо» и «катастрофа». А в них емкие рекомендации, что говорить: в первом случае — «вали все на бывшего тренера», во втором — «обещай», в третьем — «готовь три конверта».
Кто лучше тратит миллионы? Колонка Казанского — о трансферной кампании в АПЛ
Но Бруну забил. О чем подумал Аморим, глядя на трибуну? Этот результат просто пластырь на смертельную рану или это начало чего-то особенного? Ответа мы не знаем.
Как в любой чеховской пьесе играет каждая деталь, вот и здесь трибуна — это то самое «ружье, которое пока висит».
Герои Антон Палыча почти всегда говорят на разных языках. Их диалоги сложно понять иногда потому, что персонажи не слушают друг друга. Санчо, Рэшфорд, Антони, Маласия, Гарначо образовали целую группу физкультурников, которые готовились к переходам «куда-нибудь», лишь бы не оставаться в городе. И нашли свои новые клубы. Игроки и тренер не понимали друг друга.
Амориму потребовалось три матча, чтобы осознать — нужен вратарь. Он верил в Онана, он доверял Алтаю. Он думал, что они говорят на одном языке. Но ошибки в каждой из трех игр уже не оставляют надежды на исправление. Сейчас, когда вы читаете эти строки, уже знаете имя нового кипера «Юнайтед». Клуб потратился либо на Эмилиано Мартинеса, чемпиона мира из Аргентины, игрока «Виллы», либо купил Сенне Ламменса — молодого и перспективного из «Антверпена». В этом колебании весь «Манчестер» последних лет. Брать проверенного на «здесь и сейчас» или подающего большие надежды «на завтра». Есть вариант, что все сделки сорвались. Но «завтра» (зимой) все равно будет лучше!
Фото Global Look Press
В этом «завтра» «Юнайтед» нынешний. Как и знаменитый чеховский мотив — «Завтра мы будем счастливы! Завтра мы будем работать! Завтра мы поедем в Москву!» В этом «завтра» нет настоящего.
«Шесть месяцев назад я говорил, что надвигается буря. Теперь, после этого сезона бедствий, я хочу сказать вам, что наступают хорошие дни», — слова Аморима на «Олд Траффорд» в конце чудовищного сезона. 15-е место, проигранный финал Лиги Европы.
Вот только «наступают» — глагол, который в этом контексте указывает на будущее. Не на настоящее. Поражение от «Арсенала» (0:1), ничья с «Фулхэмом» (1:1) и победа над новичком премьер-лиги «Бернли» на последней минуте с пенальти, вылет от команды четвертого дивизиона…
Очевидно, что в настоящем жизнь без оптимизма. После предсезонки, избавления от «лишних» и добавления игроков, которым удобно жить в его футболе (Кунья, Мбемо и Шешко), была иллюзия изменений. Немедленных. Но их не последовало. В игре только редкие проблески. Результат конкретен. Ожидания основаны только на вере. Не может быть хуже, потому что плохо уже было. Разве это шкала ценностей «Юнайтед»?
Сейчас получается, что да.
«МЮ» в глубокой… Колонка Казанского — о безднах и горизонте, которого нет
В любой пьесе Чехова именно пауза, это молчание значит больше, чем слова. Все напряжение и внутреннюю борьбу, выразительное невыражение… Именно сейчас, в период международной паузы, решится будущее Аморима и его времени в «МЮ». Легко представить оба варианта. Его увольняют. Больше нет веры в красивые слова и жесты. Команда лучше не становится, игроки его не слышат, результатов нет — ингредиенты для логичного решения сменить курс. Тогда все начинается с нуля. Новый круг. С большими ожиданиями, свежими идеями и разочарованием. Как это происходит последние десять лет. Но если и рубить, то именно сейчас. Пока чемпионат только начался. Вопрос, кто следующий, актуален. Но это дело другого драматурга.
Есть и иной сценарий. Тоже по-своему логичный. И рискованный.
Аморим получает полное доверие и ведет команду к светлому будущему. Прошло всего три игры. С «Арсеналом» был качественный футбол, с «Фулхэмом» и «Бернли» подвела реализация моментов, а «Гримсби» случается с любым тренером. Впереди длинная дорога, а проблески игры как лучи надежды. Мне кажется, что именно этот вариант руководство «МЮ» и выберет. Потому что «светлые дни наступают». Победа над «Бернли», как ни парадоксально звучит, могла стать этой точкой уверенности.
Фото Global Look Press
В эту секунду можно представить внутренний монолог совладельца «Юнайтед» сэра Джима Рэтклиффа после жизнеутверждающего диалога с Аморимом. Когда он остался один и, глядя на чашечку своего эспрессо, говорит языком Лопахина: «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь».
А болельщики в другой мизансцене — такой коллективный и в то же время одинокий Фирс, которого забыли во всей этой круговерти: «Ничего… я тут посижу… Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотепа!..»
Антон Павлович, глядя на «Юнайтед», подарил бы нам что-то монументальное, на все времена. Новый сюжет — вот он!
А фабула для «театра мечты» как для «театра абсурда» совсем неактуальна.