На протяжении многих лет ЦСКА считался главным претендентом на победу в Единой лиге ВТБ. Однако после неудачи в полуфинале в прошлом году и на фоне сокращения бюджета клуба армейцев к явным фаворитам уже не причисляли. Тем не менее «красно-синие» по прежнему на ходу и уверенно возглавляют турнирную таблицу. Да, был небольшой спад, неожиданные поражения (от «Пармы»), но в целом армейцы очень стабильны, а недавно одержали уверенные победы над турецкими «Бешикташем» и «Анадолу Эфес». Пусть и в товарищеских играх, но над соперниками уровня Евролиги.
О текущих делах команды и не только «Матч ТВ» побеседовал с президентом ЦСКА Андреем Ватутиным. Из интервью вы узнаете:
- почему, несмотря на имеющиеся трудности, ЦСКА удается оставаться лидером российского баскетбола;
- что не срослось у «красно-синих» с Уиллом Бартоном и сможет ли его заменить Оливье Хэнлан;
- почему Ватутин доверяет главному тренеру Эмилу Райковичу;
- как продвигается строительство нового УСК ЦСКА и когда ждать возвращения армейцев в Евролигу.
«Надеемся на возвращение Уэйра в начале апреля»
— Вы провели два товарищеских матча в Турции, насколько велика была в этом необходимость? Ведь ЦСКА стал единственным российским клубом, который отправился на подобный выезд во время паузы.
— Тренерский штаб решил, что это необходимо для игрового ритма, так как перерыв в календаре Единой лиги слишком велик. Также предполагалось, что эти встречи позволят помочь адаптации новичка Уилла Бартона, но, увы, сотрудничество с ним не сложилось. Хочу сказать большое спасибо коллегам из «Бешикташа» и «Анадолу Эфеса», согласившимся принять нас. Приятно видеть, что к ЦСКА по-прежнему относятся с уважением.
— С каким настроением ждете возобновления сезона после трехнедельной паузы в чемпионате? Как-никак команда потерпела два поражения кряду, да еще и на носу выездной матч с набирающим ход «Зенитом».
— Понимаю, что скрыто в вашем вопросе. Ведь если сюда добавить травму Уэйра и вынужденное возвращение на родину Бартона, оптимизма вроде бы взять неоткуда. С другой стороны, хочу напомнить, что перед началом сезона наши шансы на успех оценивались не особенно высоко. Тем не менее ЦСКА — лидер Лиги ВТБ, и этот статус быстро и вполне привычно для нас перешел из разряда сюрпризов в нечто должное. Мы же ЦСКА. При любых бюджете, составе и обстоятельствах. Можно сказать, что команда в некоторых моментах прыгала выше головы. При этом мы верили в себя и старались бороться за победу в каждом матче.
Сейчас видим, что наработанный запас наверняка окажется очень кстати. Верю, что ребята с однозначно тяжелым мартом справятся, будут сражаться и руки не опустят, но всем будет тяжело. И нам, и нашим болельщикам. Нас ждут серьезные соперники, а болельщиков — переживания. Полагаю, не настолько важно, с какого места выйти в плей-офф, главное — успешно выступить в финальной стадии сезона. Надеемся, что в начале апреля вернется на паркет после проведенной операции и реабилитации Каспер Уэйр.
— У вас не возникает сомнений в кандидатуре Эмила Райковича, которому вы доверились прошлым летом? Сейчас в его адрес звучит немало критики.
— Тренерам ЦСКА не привыкать слышать критику. Мы сталкиваемся с этим каждый год, кто бы ни возглавлял команду — Мессина, Итудис, Райкович… Таковы издержки профессии, работа тренера всегда вызывает особое внимание.
За Эмила хочу заступиться и поддержать его. Прежде всего, он был одним из немногих известных специалистов, кто с энтузиазмом взялся работать с ЦСКА в политико-экономических реалиях лета 2022 года. Очереди на наш тренерский мостик тогда не стояло, слишком много было, скажем так, «неспортивных» факторов. Мы контактировали и с другими кандидатами, но все вежливо отказались, прямо или косвенно имея причиной политику. И сейчас далеко не каждый иностранец решится работать в России.
Эмил относится к делу с невероятной ответственностью и пониманием принадлежности к истории великого клуба — между прочим, в прошлом году он отказался от совмещения и очень хорошей зарплаты в одной из азиатских сборных, чтобы сосредоточиться исключительно на клубных делах. Напомню, что все это происходит в условиях значительно сокращенного бюджета, в отличие от наших основных соперников. Ведь сейчас на игроков и тренеров клуб тратит примерно втрое меньше, чем в годы чемпионства в Евролиге. А ожидания болельщиков остаются прежними.
Райкович — один из лучших известных мне тренеров по построению командной «химии». В высшей степени порядочный и умеющий держать слово человек. Он постоянно находится в контакте с игроками, старается донести свои планы и идеи до каждого, умеет зарядить подопечных этой самой ответственностью за общее дело.
Если говорить о баскетбольной стороне, Эмилу на второй сезон приходится строить команду по совсем иному принципу относительно предыдущего года. Тогда все строилось на двух звездах европейского уровня — Шведе и Милутинове. А сейчас роли распределены более равномерно. Многие специалисты отмечают умение нынешнего ЦСКА показывать хорошую командную игру, а статистика определяет нас в лидеры практически по всем атакующим показателям, включая реализацию бросков и количество результативных передач. Понятно, что есть отрицательные моменты, но и работа еще не закончена. Мне бы очень хотелось, чтобы у Эмила все получилось и летом у нас были бы основания продолжить сотрудничество. Но, безусловно, все определит результат.
«На фоне ситуации с Бартоном и травмы Уэйра участие в «Матче звезд» стоило Райковичу огромных человеческих усилий»
— Что случилось с Уиллом Бартоном и насколько болезненным для клуба стало его возвращение в США?
— Уилл вернулся на родину по объективной причине, предусмотреть которую было невозможно. Мы договорились с представителями игрока, что не будем рассказывать детали, поэтому извините за обтекаемый ответ. Хочу только выразить сожаление, что не смогли заполучить такого опытного и умелого баскетболиста. К тому же Бартон оказался еще и очень приятным в общении человеком, который с большим интересом отнесся к клубной истории, тренерской системе, нюансам европейских соревнований, старался многое узнать о ЦСКА, еще даже не примерив форму команды.
И в этой ситуации дополнительная нагрузка выпала на Райковича. Вы не можете себе представить, каких человеческих усилий Эмилу стоило участие в «Матче звезд» на фоне ситуации с Бартоном и травмы Уэйра. Его голова была полностью занята срочным решением кадровых проблем, все свободное время посвящено изучению досье и видео потенциальных новичков. При этом ему приходилось выходить перед многотысячной аудиторией, улыбаться сотням фото- и телекамер, да еще и руководить пестрой командой звезд.
— Насколько качественным укреплением считаете подписание Оливье Хэнлана?
— С лета тренеры и менеджмент изучили и отсмотрели более сотни кандидатов, выбирали предпочтительных, но все из них с разным успехом продолжили ждать шансы попасть в НБА из G-лиги. Вообще, после некоторого изменения статуса G-лиги, повышения уровня зарплат в ней, других изменений процесс приглашения игроков в Европу заметно усложнился. Безусловно, это тема отдельного разговора, но я не могу не отметить, что НБА предприняла вполне действенные шаги по защите своего «второго» турнира.
Так или иначе, с Бартоном не получилось, мы продолжили работу, и Хэнлан на сегодня кажется лучшим из возможных решений. При этом прошу болельщиков не видеть в новичке мессию — на этой стадии сезона и при нынешних финансовых возможностях клуба приглашение игрока, который «закроет» все проблемы, попросту невозможно. Для нас важно было получить качественного баскетболиста, который добавит глубины ротации и поможет в наборе очков. Надеемся, что атакующий ритм, который Хэнлан поймал в итальянской лиге, он поддержит и в России. Для него это большой вызов, потому что до ЦСКА Оливье никогда не играл в командах, претендующих на серьезные задачи, не выступал под сильным давлением, с которым неизбежно столкнется у нас, но мы верим, что этим шансом он воспользуется, что мы не ошиблись в выборе. Надеюсь, времени на адаптацию Хэнлану потребуется не так много.
«Со строительством УСК ЦСКА есть некоторое отставание, которое обещают наверстать»
— Еще один важный вопрос для вашего клуба — строительство нового УСК ЦСКА. Как продвигается работа?
— Действительно, этот проект для нас и «Норникеля» — приоритетный. Текущие результаты важны в моменте, а новый дом для клуба и болельщиков решит множество вопросов на долгие годы. Все команды клуба, офис, магазин, музей — все это должно снова оказаться в одном месте и представлять собой именно ЦСКА, а не вынужденно разбросанные по Москве сегменты инфраструктуры. Нахождение в одном здании не только дает синергию управления, но и ничем не заменимое чувство клубного товарищества, ощущения причастности ко всему происходящему.
При этом надо понимать, что клуб не подрядчик и не застройщик. Мы формировали, скажем так, техническое задание исходя из размеров земельного участка, выделяемых площадей застройки и объемов финансирования. Максимально вовлечены в процесс и теперь, но больше как консультанты. Всегда с осторожностью говорю о сроках завершения строительства. Прямо сейчас есть некоторое отставание, которое, впрочем, обещают наверстать. В любом случае процесс идет, и «Норникель» по-прежнему заинтересован в проекте. Это самое главное. Всегда хочется переехать быстрее, но жизнь есть жизнь.
— Сейчас ситуация с допуском или ограничениями для российских спортсменов меняется почти каждый день. Есть ли какие-то подвижки в вопросе возвращения ЦСКА в Евролигу?
— В советское время при записи в библиотеку на будущего читателя составлялось что-то вроде учетной карточки, где указывалось, к каким жанрам литературы есть наибольший интерес — сказкам, приключениям, любовным романам, детективам или чему-то иному. Так вот на сегодня участие российских команд в Евролиге относится к жанру фантастики, причем, скорее даже ненаучной. Раньше завершения боевых действий однозначно не созреют условия, чтобы говорить об этом возвращении предметно.
При этом хочу повторить, что коллеги из клубов Евролиги, как и европейские болельщики, в личном общении с нами сожалеют об отсутствии российских команд, и делают это абсолютно искренне. Увы, сейчас в мире в целом востребован такой изоляционно-санкционный тренд. Мы продолжаем общаться с Евролигой как клуб-акционер, контакт постоянный, и это мне представляется важным для будущего возвращения в турнир, когда бы оно ни наступило. Диалог должен быть.
К слову, у Евролиги хватает проблем, связанных с политикой. Скажем, выступления «Маккаби» на нейтральной площадке лишают команду традиционно сверхдоходной части бюджета — продажи абонементов, да и «Эфес» с «Фенером» были вынуждены пойти на финансовые потери, сыграв собственные домашние матчи в Латвии и Литве. Не за горами плей-офф, а если в четвертьфинале сойдутся турецкий клуб и тот же «Маккаби», по текущей ситуации туркам также придется фактически лишиться преимущества своей арены и существенной суммы денег.
— Вы были сторонником включения в состав участников турнира команды из Дубая. Какова ситуация на сегодня?
— По-прежнему убежден: если сегодня и есть решение, которое может серьезно масштабировать турнир и добавить ему интереса, — это включение команды из Дубая. Дело не только в том, что город в частности и ОАЭ в целом — богатый регион: появляется отличная возможность привлечь серьезные деньги, новых зрителей, аудиторию и рынки Ближнего Востока и Азии. В середине марта мы будем предметно обсуждать связанные с Эмиратами проекты на совещании клубов-акционеров Евролиги.
Прямые трансляции игр Единой лиги ВТБ смотрите на телеканалах субхолдинга «Матч» и сайтах matchtv.ru и sportbox.ru
Больше новостей спорта – в нашем телеграм-канале.