Именитый пловец, сделавший много для хоккея.
3 августа в Майами на 74-м году жизни скончался Владимир Буре. Отец одних из самых известных братьев в истории российского хоккея. Буре-старший не только воспитал сыновей, которые стали профессиональными спортсменами, но и сам был многократным участником и даже призером Олимпийских игр.
Спортивную карьеру Буре-старший начинал в плавании. С 1968 по 1977 год он завоевал серебро и две бронзы Олимпийских игр, две серебряные медали чемпионатов мира, семь наград чемпионатов Европы по плаванию, в том числе и титул чемпиона Европы. Владимир специализировался в плавании кролем на 100 и 200 метров, большинство медалей завоевал в эстафетах.
Незадолго до смерти Буре-старший искупался в океане, после чего ему стало плохо с сердцем. Это не первый случай, когда Владимира настигли серьезные проблемы со здоровьем. Еще в 2007 году Владимир пережил операцию на сердце. Проблемы были выявлены в процессе планового медосмотра.
В 2017 году после инсульта Буре-старший был госпитализирован в тяжелом состоянии. Около суток он был в коме. В процессе операции его сердце остановилось на 16 минут. Врачи признавались, еще секунда — и пациента спасти бы не удалось.
«Я вернулся с того света. Чувствую себя нормально, хотя до идеала еще очень далеко. Мне немного тяжело говорить. Я все понимаю, но не могу быстро отвечать», — говорил тогда Владимир.
По всей видимости, проблемы с сердцем — это наследственное. Отец Владимира играл в водное поло, был вратарем сборной СССР, а умер непосредственно в бассейне. Кроме того, Валерий Буре был известен тем, что был осужден за терроризм и во время сталинских репрессий был сослан в Норильск. Там же и родился отец братьев-хоккеистов.
По семейной традиции Владимир Буре и своего сына Павла отвел в бассейн, где тот занимался плаванием первые годы своей жизни. Пробовалась будущая Русская Ракета и в футболе, но вскоре он и его брат Валерий остановились на хоккее.
Несмотря на то, что Владимир Буре был пловцом, прославился он как хоккейный тренер по физподготовке. До этого Владимир писал для «Московского комсомольца», вел передачи на радио «Маяк», а Геннадием Орловым комментировал плавание на ТВ.
На тренерскую дорожку всерьез и надолго Буре-старший вступил, перебравшись за океан. На родине отца братьев-хоккеистов затравили за то, что у него была внебрачная дочь и он не был членом КПСС.
В Канаду, чей паспорт Владимир впоследствии получит, он отправился вслед за сыном. По условиям контракта Павла Буре с «Ванкувером» отец нападающего становился его личным тренером по физподготовке. В «Кэнакс» были настолько впечатлены работой отца их лидера, что в 1994 году сделали его тренером по физподготовке не только Павла, но и всей команды.
В какой-то момент пути отца и сына разошлись. Владимир остался в «Ванкувере» даже после ухода Павла, а через несколько лет Буре-старший перебрался «Нью-Джерси». Лу Ламорелло просил сделать Скотта Гомеса звездой. И Владимир сделал! В сезоне-1999/2000 нападающий «дьяволов» стал новичком года в НХЛ.
«Нападающие Сергей Брылин и Скотт Гомес — одни из моих самых близких друзей. Мы постоянно на связи. Я очень рад, что мне довелось находиться с ними в одной команде. Эти ребята были самыми трудолюбивыми в моей карьере», — говорил отец Валерия и Павла.
Кроме клубов НХЛ Буре-старший несколько лет работал в сборной Белоруссии по хоккею — это последняя его большая работа в жизни. Еще одна строчка в резюме бывшего пловца — должность вице-президента ЦСКА, которую Владимиру предложил его давний и близкий друг Вячеслав Фетисов. Однако вскоре это сотрудничество закончилось.
При довольно успешной карьере, личная жизнь у Владимира не складывалась. вскоре после переезда в Америку его жена Татьяна узнала о существовании второй семьи и внебрачной дочери, после чего Буре-старший ушел из дома. По слухам, именно из-за этого уже несколько десятилетий с ним не разговаривает старший сын Павел. Но сам Владимир это отрицает и видит причины в третьих людях.
«Вмешались определенные люди и обстоятельства. Кто-то хотел мне отомстить и отдалить от старшего сына. А кто-то таким путем искал материальную выгоду. Я же был у Паши официальным бизнес-агентом. Отвечал за рекламные контракты. Агент Сергей Левин был одним из них. Более непорядочного человека в хоккейном мире я не встречал. Едва мы приехали в Америку и вникли в бумаги, поняли, что Левин нас обманывает. Речь шла о немалой сумме. Приперли его к стенке — и в ответ раздалось: «Ой, извините, я перепутал…», — рассказывал Буре-старший «Спорт-экспрессу».
Успел ли Владимир Буре перед смертью помириться с сыном, мы не знаем…