Интервью главного тренера сборной России на ЧМ-2018 и Евро-2020 — о популярности сине-бело-голубых и красно-белых, а также на другие актуальные для этих клубов темы.
На прошлой неделе «СЭ» запустил опрос, какой клуб — «Зенит» или «Спартак» — популярнее. А сейчас мы решили обсудить эту тему с титулованным 61-летним специалистом.
— Так какой клуб, на ваш взгляд, популярнее? Соцопросы отражают реальное положение вещей? — первые вопросы Черчесову.
— Мне сложно сказать, кто и как считает. Другое дело, что, возможно, результаты социологических опросов объективны — как бы мне ни было обидно как экс-футболисту и тренеру «Спартака». Ведь «Зенит» шесть лет подряд становился чемпионом, брал Кубок и Суперкубок России. Хотя как было много болельщиков у красно-белых, так остается. И заполняемость стадионов, где они выступают, что дома, что на выезде, свидетельствует, что интерес к команде не ослабевает. Не могу сказать, что число поклонников «Спартака» прибавляется, но и меньше их точно не становится.
— Когда вы играли за «Спартак», а потом его тренировали, сомнений в том, какая команда самая популярная, не возникало?
— Никаких. Мы доминировали. Девять раз становились чемпионами России, в советское время брали титул, завоевывали национальный Кубок и в еврокубках три раза до полуфиналов доходили. Тогда «Зенит» еще не находился в том положении, что теперь, и то, что «Спартак» объективно всех опережал по популярности, причем на порядок, — факт. Питерцы набрали обороты позже — и сегодня мы говорим о них как о самом популярном клубе.
«Зенит» vs «Спартак»: битва в преддверии битвы. Колонка Казакова
— В какой момент, на ваш взгляд, ситуация стала меняться? Когда между 2001 и 2017 годами последовала огромная пауза в чемпионских титулах «Спартака»?
— Смотрите, вы сами сказали об этом временном периоде — с 2001 по 2017 год. Это 16 лет, считай, поколение. Мы ведь говорим о спорте высших достижений, плюс футбол — самый популярный вид. На кого прежде всего люди обращают внимание? На тех, кто регулярно побеждает. И СМИ о них пишут намного больше, чем о тех, кто проигрывает, поэтому значимость успешных команд, естественно, становится выше.
Те самые 16 лет без титулов дали о себе знать, наверное. Определенный сегмент потенциальных болельщиков от «Спартака» ушел — не говорю, что именно к «Зениту». ЦСКА, например, в ХХI веке тоже многое выиграл, так что фокус внимания у людей уже не такой однозначный, как в 1990-е. Популярность прямо пропорциональна победам.
— А доводилось сталкиваться с «глорством»? Условно, папа привел сына на стадион в 5 лет в 2001 году. «Спартак» — чемпион, здорово, мальчик начал болеть за красно-белых, но затем в 2005-м ЦСКА взял Кубок УЕФА, и человек переориентировался на армейцев.
— С таким не сталкивался, но, видите, вы сами говорите, что отец привел маленького сына, а клуб — в топе. Но если он постоянно проигрывает, наверное, папа не станет брать с собой ребенка — чтобы не расстраивать ни его, ни себя.
Мы же сейчас видим, что происходит в этом плане с «Краснодарам» — целые поколения поклонников растут. Болельщицкий потенциал у «быков» уже есть по всей стране, не говоря уже о самом городе. Тем более сейчас это действующий чемпион.
Я вам больше скажу: когда выступал в Австрии за «Тироль», то своего 75-летнего соседа отвел на правильный матч, хотя до этого он на футбол вообще не ходил. Мы принимали «Фиорентину», победили — 3:1, и после этого человек стал все игры посещать, даже если в Кубке с любителями встречались. А если бы привел соседа на матч, где полупустые трибуны и кто-то еле-еле бегает, наверное, разочаровался бы и больше не приходил. А так первый шаг был сделан верный, и я еще одного болельщика клубу добавил. (Улыбается.)
Фото ФК «Зенит»
Питер стабильнее
— Вы и сейчас часто ходите на матчи на разные стадионы. Когда были тренером сборной, вообще в каждом туре по несколько встреч смотрели. По ощущениям, у кого мощнее поддержка — у «Спартака» или «Зенита»?
— Возьмем арифметически — у «Зенита» стадион вмещает под 70 тысяч, а у «Спартака» — 45. Еще и болельщики иногда не ходят на фанатскую трибуну за воротами… По посещаемости «Зенит» впереди, а где громче — я бы не стал сейчас выделять кого-то. И там и там шумно. И на выездных матчах тоже активны. Думаю, в этом плане поклонники клубов равны.
— Говорят, болельщики — 12-й игрок команды. Многие клубы выводят из обращения этот номер, посвящают его фанатам. Это больше дань уважения своим поклонникам или действительно поддержка помогает?
— Помогает, объясню почему. Не могут все игры складываться так, как вы хотите. А когда при счете 0:1 или 0:0 надо обязательно выиграть, то тебя гонят вперед твои болельщики. Естественно, это дает тебе энергию, а соперника, как говорится, немножко прибивает. Это не виртуальная вещь, а реальная. А когда при пустых трибунах играешь и у тебя что-то идет не так, то некому помочь переключиться с пятой передачи на шестую. Обратите внимание, сколько мячей в последнее время забивается в добавленное ко второму тайму время. Много. Потому что болельщик гонит команду до упора. Это называется «работает в унисон».
Вспомните, когда мы пробивались на Евро-2008, в «Лужниках» встречались в решающем матче с Англией. Не могу себе представить, как бы мы отыгрались, если бы не было полного стадиона. Как бы Павлюченко тогда два забил?
— Можно и другой пример привести, который вам должен быть ближе, — четвертьфинал ЧМ-2018 с Испанией.
— Да, там тоже помощь трибун стала невероятной, это помогло. Случалось и обратное — матч Евро-2020 с Данией, после того как у ее лидера Кристиана Эриксена в ходе встречи с Финляндией остановилось сердце. Мы сразу после прилета в Копенгаген почувствовали, как объединилась вокруг той ситуации вся нация, давление на нашу команду было колоссальное.
Красно-белый опрос «СЭ». Легенды «Спартака» выбрали лучших из лучших
— Кто-то начинает болеть за конкретных футболистов. Многие были влюблены в свое время в Черенкова и начинали поддерживать «Спартак», потому что за него выступал Федор. В хоккее большинство в нашей стране в НХЛ — поклонники «Вашингтона», потому что там Овечкин. У кого начиная с конца 2000-х — начала 2010-х больше ярких личностей — футболистов и тренеров — у «Зенита» или у «Спартака»?
— В мое время все-таки, наверное, у «Спартака». А потом, с основательным приходом «Газпрома» «Зенит» начал и тренеров приглашать — Петржелу, Адвоката и так далее, стал делать мощные трансферы — Гарай, Халк, Витсель… Как вы говорите, влюбляются в определенного игрока, а потом все переходит на команду.
— Спортивные результаты неразрывно связаны с популярностью, за аутсайдера болеть желающих очевидно меньше. С чем кроме прихода «Газпрома» и стабильного финансирования связан подъем «Зенита»? И, с другой стороны, почему «Спартак», имея пусть меньший, но сравнимый бюджет, так редко берет титулы в ХХI веке?
— Наверное, тут нет одного какого-то фактора. Результат же зависит не только от тех, кто на поле бегает. И не только от денег. Если бюджет хороший, то им еще надо грамотно распорядиться. У одного есть 100 тысяч долларов, и он становится миллиардером, а у другого — миллион, но он доходит до банкротства. Важно, как клубы расставляют акценты, какие требования в коллективе, в офисе. Нельзя сказать, что одного плохого футболиста купили, или кто-то не забил, или еще что-то. Всё гораздо сложнее.
Бытие определяет сознание, так раньше у нас говорили? Вот и в футболе так. В какой клуб ты приходишь как работник, в какую раздевалку ты заходишь как футболист — там же свои порядки, свой быт, своя нацеленность на результат. И ты проникаешься осознанием, стараешься соответствовать. Естественно, если идет чехарда с кадрами — с руководителями, с тренерами, то это сказывается. Думаю, в этом плане «Зенит» был немного стабильнее.
Франсис Кахигао. Фото Федор Успенский, «СЭ»
Познакомился с Кахигао, обсудили нюансики
— За период работы Семака в «Зените» у «Спартака» были Кононов, Тедеско, Руй Витория, Ваноли, Абаскаль, Станкович. У одних золотых медалей шесть, у других — тренеров. Насколько такая текучка мешает бороться за чемпионство?
— Здесь нет правила, что если тренер долго работает, то ты постоянно будешь выигрывать. Мы же до этого говорили про требования и кадровые решения в целом в клубе. Мне сложно со стороны судить, почему такая текучка в «Спартаке». У меня простой ответ всегда: «Если я что-то не понимаю, значит, я чего-то не знаю». Когда у тебя нет информации, тогда сложно что-то говорить и давать оценку, тем более публично. Стабильность — это признак мастерства, как говорят у футболистов. Другое дело, что в клубе не может быть этого постоянства, все течет, все меняется. Но кадровые решения надо всегда принимать взвешенно. А насколько текучка мешает — не могу сказать. Может, без нее было бы только хуже.
«Останется ли Станкович? Неподходящий день, чтобы говорить о контрактах…» Интервью спортивного директора «Спартака»
— Нет ли у вас какой-то не то чтобы обиды, но вопроса — почему «Спартак» в последние годы не берет российских тренеров?
— Честно говоря, ответа не знаю. Решения же принимаются по той или иной причине, только руководители знают подробности. Я же желаю «Спартаку» побед. Недавно был на всех контрольных матчах. Виделся и с генеральным директором Олегом Малышевым, и со спортивным директором Франсисом Кахигао познакомились. Контакт-то всегда есть, а почему то или иное решение… Мне об этом неизвестно, но задумываюсь — и иногда подобное не до конца понимаю.
— Кстати, раз вы лично познакомились с Кахигао, какое первое впечатление он на вас произвел?
— Ну, мы были в игре, поэтому я старался не отвлекать. Рядом сидели, какие-то нюансики обсудили по тому, что видели. Я видел, что он заряжен, эмоционален, полностью в игре. А так, чтобы сформировалось какое-то мнение, надо почаще общаться.
Вендел. Фото Дарья Исаева, «СЭ»
А если у клуба пропадет мотивация платить зарплату Венделу?
— Общий вопрос, который тоже может сказаться на популярности клубов. Что вы ждете от «Спартака» и «Зенита» в начавшемся сезоне?
— Во-первых, «Зенит» оступился в предыдущем. Было второе место, что клубу в последние годы непривычно. Убежден, что Питер в этом году опять захочет быть на вершине. Что касается «Спартака», то в минувшем сезоне я зимой сам где-то сказал, что это один из претендентов на чемпионство. Потом что-то внутри сломалось по каким-то причинам, которые мне неизвестны. Возможно, эмоции сработали против команды. Теперь красно-белые, как и «Зенит», хотят золота. Но не только эти два клуба. Будет борьба, как и в последних двух сезонах.
— Ближайший очный матч «Спартака» и «Зенита» — в середине августа. Как, по-вашему, сложится встреча?
— Ну, к пятому туру команды уже, как говорится, будут в соку, наберут ход. Добавятся новички, начнут притираться. В середине августа команды уже реально покажут свой потенциал. Что касается самой игры — я побывал на последней встрече этих команд, когда москвичи победили — 2:1. В то время у «Зенита» был определенный спад, а «Спартак», наоборот, находился на ходу. Сейчас многое зависит от состояния к 16 августа. Думаю, опять получится обоюдоострый футбол, а 12-й игрок, о котором мы говорили, поможет «Спартаку».
Вендел — головная боль «Зенита». Но срыв его перехода в «Ботафого» может стать для Питера золотым
— «Зенит» недавно заявил на сезон Вендела, чей переход в «Ботафого» сорвался по не зависящим ни от самого футболиста, ни от питерцев причинам. Как вы считаете, насколько он в своем нынешнем моральном состоянии помощник команде Семака? Или все-таки стоит искать варианты, потому что у бразильца сложно с мотивацией?
— Видел, как он умеет играть в футбол, особенно когда в порядке, но лично с Венделом не знаком, никогда не общался. Что греха таить, он был основополагающим исполнителем, гарантом побед «Зенита». Что касается моральной стороны… Нужно отдать должное терпению питерцев. Клуб ведет себя очень корректно. И окружение Вендела, и он сам, наверное, должны осознать ситуацию и хотелки, которые у каждого из нас иногда бывают, соизмерять с тем, в какой ситуации ты находишься, в каком клубе ты играешь и как к тебе относятся. У тебя действующий контракт. Если есть соглашение, а у футболиста нет мотивации, возникает логичный вопрос: если у «Зенита» вдруг пропадет мотивация платить ему зарплату, что тогда скажет Вендел?
— И самый последний вопрос: за кого болеет Станислав Черчесов?
— О-о-о… За друзей! Которых много — и в разных клубах.