С началом учебного года запускаем новую рубрику «Тренер на связи» про теннисных наставников.
Их работа часто остаётся в тени, но талант настолько тонок и многогранен, что хочется не только рассказать об их пути, но и показать вид спорта, которому они себя посвятили, их глазами. Знакомимся с тренером сборной России до 19 лет Петром Колесниковым.
Пётр Сергеевич Колесников
Дата рождения: 06.03.1979
Место рождения: г. Салават, Республика Башкортостан
Образование: высшее
Достижения в качестве тренера сборной команды России:
— Командный чемпионат мира до 14 лет (2021г.) – 2 место
— Командный чемпионат мира 14 лет (2010г.) – 3 место
— Летний командный чемпионат Европы до 14 лет (2007г.) – 1 место
— Личный чемпионат Европы до 14 лет (2007г.) – 3 место
— Зимний командный чемпионат Европы до 14 лет (2006г.) – 2 место
— Как начался ваш тренерский путь?
— Спонтанно. Я ещё играл турниры по взрослым. Как-то был проездом в Москве, тренировался в клубе, и местный тренер подошёл и спросил, не хочет ли кто с его спортсменом поиграть. У меня было свободное время, я отозвался. Перед тренировкой я побеседовал с тренером, спрашивал, как спортсмен занимается, как играет. Я немножко подсказал по тактике, вижу, что он может хорошо играть, определённые тактические ситуации исполнять. После вернулся к своей игровой спортивной деятельности. Через какое-то время поступил звонок от него (тренера), который сказал: «Слушай, мне очень понравилось, как ты провёл тренировку с моим спортсменом, если решишь стать тренером, приезжай к нам в клуб помогать». Так и стал тренировать. Со временем появились свои первые ученики, которым на тот момент было 9 и 10 лет, с ними и начал свой путь.
— Помните ли вы своих первых учеников?
— Да, учеников своих первых помню, до сих пор общаемся. Кто-то уже закончил с теннисом, кто-то ещё в спорте, но уже тренирует. Много кто уехал за границу, живут в Америке, во Франции, ещё пару учеников – работают тренером в Испании, Дубае.
— Какой момент подсказал вам, что тренерская работа – это действительно то, чем вы хотите заниматься?
— Вообще теннис мне нравится и как сама игра, и как дисциплина. Я с детства в этом спорте, а ещё мой отец Сергей Петрович – тренер. Хотя, когда играл, всерьёз не думал, что стану тренером. Конечно, мысли периодически мелькали, на тренировках я всегда внимательно смотрел и наблюдал, как тренер объясняет задания, подмечал, как работает с самыми перспективными игроками. И невольно мысль закрадывалась: «Интересно, если стану тренером, я так смогу или нет?». И со временем, уже ближе к завершению своей карьеры теннисиста, пробовал себя в этой роли. Когда играл с ребятами, подсказывал им что-то, делился своими идеями. Смотрел реакцию, как ребят слушают, делают, как это помогает. В общем, меня это заинтересовало, захотелось помочь парням стать топовыми и добиться того, чего они хотели. Так что потихонечку пришло осознание, что это моё.
— Кто для вас был главным наставником и примером в тренерской деятельности, отец?
— Да, отец. Он основной наставник. И плюс, когда сам тренировался, смотрел, как тренеры, которые работали со сборной СССР и те кто воспитывал ведущих игроков страны, учат. У них больше подглядывал, как себя вести на корте, как работает связка тренер-ученик, чтобы информация от наставника доходила до спортсмена.
— Какими качествами должен обладать хороший тренер, на ваш взгляд? Что отличает хорошего тренера от посредственного?
— Моё мнение, что тренер высокого класса должен уметь видеть ситуацию на корте, чувствовать игрока, что ему нужно и в каком он сейчас настроении и состоянии. Принцип «кнута и пряника» тоже никто не отменял. Он должен быть в меру строгим и требовательным, авторитетным и быть в контакте со спортсменом, на одной волне. Опять же уметь находить контакт и коммуницировать со спортсменами, ведь у каждого свой характер.
И для меня важно, что тренерская деятельность – это не просто пришёл, мячики побросал и забыл. Важен вклад в каждого спортсмена. У тренера, как и спортсмена, должна быть внутренняя мотивация, и не важно, на один день с тобой этот ученик или на несколько лет.
— Тренерами рождаются или становятся?
— Это непростой вопрос. Мне кажется, что тренером можно стать. Если у тебя есть такая цель или мечта и ты к ней стремишься, то обязательно добьёшься. Поэтому считаю, что можно стать хорошим тренером, не отменяя то, что есть и врождённые качества.
— Ваша тренерская мудрость, которую вы часто повторяете: каждый может держать штурвал корабля, когда море спокойно.
— Сколько времени нужно, чтобы распознать талант?
— Есть мнение, что опытный тренер может определить талан за одну-две тренировки, но на практике – всегда по-разному.
— На что обращаете внимание в первую очередь при знакомстве с игроком?
— На взгляд и язык тела.
— Вам больше импонирует талант или усердие в работе? Условно, вы бы выбрали талантливого, но ленивого ученика или менее талантливого, но работящего и исполнительного?
— По мне и талант, и усердно тренирующийся ученик – одинаково непросто работать. Потому что таланта нужно заставить выкладываться, а усердно тренирующегося – научиться расслабляться и проигрывать. Но и с теми, и с другими – работать интересно и познавательно.
— Расскажите, пожалуйста, про специфику работы тренера с каждым возрастом?
— 5-9 лет (10s) – тренер больше диктатор, требовательный, но позитивный. Возраст 10-14 – тоже требовательность, что и с младшими 10s, но уже важно учитывать определённое мнение спортсмена, так как начинает формироваться свой стиль игры. 15-18 лет – нужно учитывать особенности игрока, происходит пубертатный период, поэтому в зависимости от ситуации, используется метод «кнута и пряника». Если 18 и старше – больше общения, умение быть спортсмену наставником и поддерживать морально в эмоциональные моменты.
— Как тренеру строить взаимоотношения с родителями юных теннисистов?
— Отношения должны быть рабочими. Тренер – выполнять свою работу, как он видит, при этом учитывает и цели, которые хотят в итоге видеть родители.
— Что делать, если родители юных теннисистов слишком активно влезают в тренировочный процесс? И какая лучшая помощь от родителя, если он действительно хочет помочь?
— Тренер, если родитель влазит в процесс тренировки, должен чётко дать ему понять, что, во-первых, в глазах спортсмена он понижает авторитет тренера, то есть игрок уже не будет его так слушать и будет видеть, что родитель влияет на тренировочный процесс. Во-вторых, важно донести родителю мысль, что он мешает спортсмену тренироваться, добиваться результатов, которые поставил тренер и сам родитель. Потому что не каждый родитель знает, какая стоит задача в тренировочном процессе для спортсмена.
А как привлечь родителя и сделать его частью команды? Дать ему определённые функции, например, отвечать за питание, восстановление, соблюдением рекомендаций тренера, врача, договориться о массаже, помощь в организации выездов на турниры (билеты, гостиница).
— В чём отличие работы тренера сборной и постоянной тренерской работы с игроком?
— Вопрос немножко с подвохом. На постоянке – у тебя один игрок или двое-трое, ты с ними работаешь с утра до ночи и знаешь их нюансы, как они себя ведут, нарабатываешь это годами, бывает, что с нуля. Это долгий и системный процесс.
Тренер сборной – здесь сложнее, потому что у тебя не один игрок, а несколько, плюс у каждого есть свой тренер. Но важно, чтобы тебя они тоже воспринимали как тренера и наставника и чётко осознавали, что ты имеешь важную роль в выполнении задач по линии сборной, планировании тренировочного процесса и прочее, при этом не нарушая связки ученика с его личным тренером.
А на командных кубковых турнирах, ты должен уметь быстро включаться в психологию игрока, уметь за короткое время расположить его к себе так, чтобы он показал те результаты, на которые рассчитывает команда, и выполнил те задачи, которые перед ним поставлены.
— Расскажите о своём опыте в сборной. С какими возрастами вы работаете?
— На данный момент я работаю с 19-летними ребятами. Но набирал их, когда им было по 11 лет. Так что мы прошли долгий путь: от уровня Tennis Europe, потом ITF и сейчас – переходим во взрослый теннис.
— Работой с кем из подопечных вы гордитесь больше всего?
— Они все особенные. Те ребята, что у меня в сборной, – все молодцы, считаю, что у всех есть уровень, который позволит добиться высот в теннисе. Поэтому не стал бы кого-то выделять. Я во всех верю. Все могут. Просто каждому своё время нужно дать. И, думаю, результат не за горами.
— Чем отличается современное поколение учеников от тех, что были, например, лет 5 назад?
— С одной стороны, особо сильных изменений не произошло, потому что, как были ребята, которые сразу впитывают, и те, что менее невнимательные и которым требуется больше времени, так и осталось. Но, с другой стороны, сказалось развитие мира технологий, теперь у всех телефоны. У этой медали две стороны. Ты всегда можешь включить видео с телефона, показать игроку, как играет, бьёт, двигается, и уточнить, куда надо вес переносить на картинке. В этом плане стало проще. Но с уровнем усидчивости, терпением – стало немного хуже. Внимание и фокус этому поколению сложнее держать.
— Теннис как вид спорта меняется, а как меняется тренерская деятельность? Есть ли какие-то тренды, за которыми тренеры следят?
— Да, теннис меняется постоянно, совершенствуется за счёт технологий, медицины, во всём. Моменты, связанные с восстановлением, вышли на новый уровень, что позволяет продлить век спортсмена. Если раньше 30-34 лет – это уже были глубокие ветераны, то сейчас, посмотрите, на Роджера Федерера и Рафаэля Надаля, до скольки лет они играли и на каком уровне.
Плюс технологии: ракетки, струны, мячи, покрытие площадки, – тоже играют роль. Всё это двигает теннис на другой уровень, поэтому спортсмены поменяли свой стиль игры, тактику, розыгрыши стали другие.
А тренер, конечно, за этим всем следит, сразу обращает внимание, как, что, где надо улучшить. В тренде на данный момент, я думаю, всё-таки больше восстановительная тема и психология, как спортсмены умеют быстро восстанавливаться и как они держат концентрацию в розыгрышах. Я думаю, что и топы этому уделяют больше внимание, те же Карлос Алькарас или Янник Синнер. И обратите внимание, как ребята держат внимание в розыгрышах, где присутствует высокая скорость, например, Андрей Рублёв, Янник Синнер, Новак Джокович.
Если мы берём юношеский спорт, то здесь очевидно, что на первое место выходит физподготовка. Да, теннис занимает определённое количество времени, но больше физподготовка и то, как ты восстанавливаешься после таких нагрузок, потому что уже в 16-летнем возрасте объёмы физической нагрузки серьёзные. Ты должен быть в тонусе и уметь грамотно отдыхать и восстанавливаться, а не просто на диване прийти полежать.
— Есть ли свои характеристики у российской школы тренерства, что её отличает?
— Думаю, что строгость к дисциплине и технике исполнения. Нам важно показать, на что спортсмен способен, через что предстоит пройти, выработать характер.
— Что хотелось бы улучшить, усовершенствовать в воспитании тренерских кадров в России?
— В принципе, у нас есть школы, где можно получить знания. Но всегда бесценен опыт тренеров, которые воспитали профессионалов, либо работают с профессионалами, чтобы знать какие-то важные практические нюансы. Например, в книгах у Тарпищева много интересных моментов, а недавно вышло издание «Ужасные победы и великие поражения», где известные наставники из разных видов спорта делились своими историями успеха, там многое можно на теннис переложить. Понятно, что секреты фирмы никто не выдаёт, но хотя бы указать молодому специалисту направление, куда двигаться. И да, сложность тенниса ещё и в том, что это индивидуальный вид спорта, к каждому спортсмену – свой подход. Плюс многие приходят в тренеры по завершении профессиональной карьеры и не все понимают, что тренер – это не игрок, это другая деятельность, поэтому нельзя опираться только на свой игровой опыт. Тренерство – это терпение и усидчивость: проживать победы, переживать неудачи, но продолжать трудиться и показывать молодёжи тем самым пример.
— От чего тренер получает наибольшее удовлетворение в своей работе?
— Самоотдача и обратная связь спортсмена, независимо от результата.
— Что самое обидное в тренерской работе?
— Неуважение к тренерскому ремеслу. Как говорится: «Побеждает спортсмен сам, а если проиграл, то виноват тренер».
— Правило в теннисе, которое бы вы хотели поменять…? — Разрешить тренеру давать подсказки во время матча.
— Лучшие материалы/книги/методички для начинающего тренера?
— Вообще для начинающего тренера у нас есть отличные тренерские курсы. Лучше туда записаться, если есть возможность. Ещё есть онлайн-платформа «Хочу всё знать», там как раз много материалов для подготовки молодых тренеров, спикеры из разных сфер выступают: медицина, психология, практикующие теннисные тренеры.
Из книг … книги про спортивную психологию Шамиля Анвяровича Тарпищева – «Стресс рождает чемпионов», «Ужасные победы и великие поражения», очень интересные для начинающего специалиста, как идёт развитие спорта на разных уровнях, с какими моментами преодоления сталкиваются спортсмены.