Кажется, СКА это только вредит.
Натужный старт СКА — одна из главных тем для обсуждения в первые недели регулярного чемпионата КХЛ. Петербуржский клуб в принципе находится под круглогодичным наблюдением, а когда у «армейцев» что-то идет не так — это разбирается на молекулы. Вот и теперь у команды Романа Ротенберга три поражения в четырех матчах, а единственная победа — над скромной «Ладой».
Барахлит у СКА, кажется, каждая деталь. Никиту Серебрякова главный тренер петербуржцев снял в первой же игре чемпионата после двух пропущенных шайб. В обороне, пока не вернулся в строй Александр Никишин, никто не мог взять на себя игру, даже экс-игрок НХЛ Никита Зайцев. Евгений Кузнецов после «птички» в первом матче не забивает, а Сергей Толчинский пока и вовсе без очков.
По одной версии, пессимистичной для петербуржцев, против них играет несбалансированность состава, которая усугубляется экспрессивностью главного тренера. Другими словами, Роман Ротенберг снова набрал топ-исполнителей, но не готов дать им время на то, чтобы адаптироваться на новом месте и сыграться с партнерами. Громкие имена в ростере СКА также привычны, как и беспорядочная ротация.
Есть, впрочем, и альтернативное мнение. Якобы предсезонная подготовка в СКА была настолько тяжелая (а значит качественная?), что игроки только-только от нее отходят. Осень и правда не то время, когда нужно делать категоричные выводы. Очевидно, что большие клубы, замахивающиеся на Кубок Гагарина, выстраивают подготовку так, чтобы летать по площадке весной — в самое ответственное хоккейное время.
«Самая большая ошибка в хоккее — делать категоричные выводы уже в сентябре. К сожалению, в последние годы эта ошибка становится популярной. Сегодня в нашем хоккее существует — нет, не анархия, а полная свобода выбора плана предсезонной подготовки. Она сжата до одного месяца — августа, и есть команды, которые проводят его в основном на льду, освободив себя от беговых нагрузок, зала и так далее. В СКА план предсезонной подготовки составлен по-другому, многие моменты взяты из лучших советских методик. Ведь задача команды — на фоне больших летних нагрузок спокойно войти в осеннюю часть чемпионата и выйти на полную мощность ближе к главным матчам сезона, к плей-офф», — вторит этой версии Владимир Юрзинов.
Мэтр отечественной тренерской школы все лето, а то дольше, открыто выступал против сокращения предсезонной подготовки, которую с этого сезона в КХЛ строго ограничили одним месяцем. Владимир Владимирович активно ссылается на опыт Анатолия Тарасова и успехи советского хоккея. Мол, только благодаря двухмесячным летним сборам мы догнали и перегнали весь остальной мир. Но рассуждая о состоянии СКА, Юрзинов выступает не как эксперт, а как фактически автор этой самой подготовки. Великий тренер уже как четыре года консультирует штаб «армейцев», а конкретно — Ротенберга.
Юрзинов получил эту должность в 2020 году. К тому моменту он не тренировал уже более десяти лет. В швейцарской «Лозанне» и шведском «АИКе» был консультантом, а последний раз стоял на лавке за пару лет до основания КХЛ — в качестве главного тренера «Локомотива». Консультировать СКА Юрзинов начал давно, еще в 2010 году его привлек тогдашний президент клуба Александр Медведев. Но то были консультации иного рода, так близко к тренировочному процессу легендарного специалиста не подпускали. Новый виток сотрудничества связан с именем Ротенберга.
С Владимиром Владимировичем они сошлись в сборной России. Юрзинов на протяжении нескольких лет был главным (что подчеркивалось) консультантом штаба национальной команды. Ротенберг являлся главой того самого штаба. А когда международный хоккей сначала был поставлен на паузу из-за ковида, а вскоре последовала изоляция России, мэтра из сборной позвали в клуб. С тех пор главный тренер СКА громко и регулярно говорит о преемственности, уважении советского наследия и следовании традиционным методикам.
Кто-то посмеивался над тем, что именно в эпоху Ротенберга сборную России начали называть «Красной машиной». Однако это не пыль в глаза, Роман Борисович и правда пытается перенять, а то и воссоздать то, что делало советский хоккей лучшим в мире. Юрзинов в данном случае — может и не руки, но вполне себе мозг. Глядя на то, как уже не первое межсезонье игроки СКА проходят «городок», считающийся многими тренерами анахронизмом, в этом не остается сомнений.
«В свое время Анатолий Тарасов практиковал такие «городки», когда спортсмены перемещаются между базами, выполняя разные упражнения. Я общался с участником Суперсерии-72 Вячеславом Анисиным, и он мне рассказывал, что практика Тарасова уже опережала время. Он собирал самые современные передовые методики, и поэтому Анатолий Владимирович стал великим тренером. «Городок» — основа подготовки сборной СССР. Дальше это применял Владимир Юрзинов, и мы с ним ежедневно на связи. Вопрос даже не в самом названии, а какие упражнения использовать. Это самое сложное», — говорит Ротенберг.
Все бы ничего, но с тех пор, как тренировал Юрзинов, а уж тем более Тарасов, утекло немало воды. Поменялось все: поколение хоккеистов, фармацевтика, технологии, сам хоккей. Множество современных тренеров по физподготовке в принципе опровергают мысль, что летом реально заложить так называемую «базу», на которой можно проехать катком весь чемпионат. Кто-то уважает так называемое «баллоны», кто-то от них избавляется, но «городок» в подготовке применяет, кажется, только СКА. И даже Алексей Кудашов, считающийся учеником Юрзинова, отходит в сторону.
«Он постоянно ругает меня за то, что мы сократили предсезонку, что уехали из Новогорска, еще за много чего! Я больше получают от него», — рассказывал Кудашов в интервью Sport24.
Главный тренер «Динамо» играл у Юрзинова, часто с ним консультируется, но даже он стал постепенно переходить на сторону современной подготовки. Этим летом Кудашов сократил бег, отправив команду на конькобежный каток. В нынешней КХЛ, где 68 матчей регулярного чемпионата и всего один месяц предсезонки, нужны новые решения, свежий взгляд. Тогда как СКА с Ротенбергом во главе смотрят не вперед, а в далекое прошлое. В знаменитой фразе про то, что «старикам — почет», была и другая строчка: «молодым — везде у нас дорога». Юрзинов, безусловно, заслужил почет своей тренерской карьерой, но в то, что он актуален в 2024 году, верится все меньше.