Сумасшествие.
Во времена Советского Союза город Горький был одним из главных центров советского хоккея. Местное «Торпедо» не могло похвастать таким количеством достижений, как у столичных клубов. Тем не менее, местные болельщики обожали команду и могли простить ее хоккеистам любые результаты. Город долгое время оставался закрытым из-за размещения в нем секретных объектов. Поэтому у людей было очень мало развлечений или поводов для веселья. Хоккей стал для них отдушиной. Один из ведущих спортивных журналистов СССР Михаил Марин в 1960-70-х годах говорил: «Горький — самый хоккейный город к востоку от Москвы».
Современники горьковского «Торпедо» рассказывали, что попасть на домашний стадион команды было почти невозможно. Сумасшедший спрос значительно превышал его вместимость, которая составляла 4 тысячи мест. Простой человек мог достать билет на матч любимой команды только благодаря счастливому случаю. Касс по продаже билетов тогда не существовало. Так что на матчи горьковчан чаще всего ходили работники завода. Причем далеко не все, а преимущественно передовики производства и инженерный состав. Ну и, само собой, друзья и родственники самих хоккеистов. Простым рабочим оставалось только рассчитывать на крыши близлежащих домов. Да-да, болельщики действительно пользовались таким способом просмотра матчей любимой команды. И в дни игр на крышах собиралось огромное количество людей. А многие игроки «Торпедо» вспоминали, что во время официальных встреч город буквально вымирал. Все собирались либо на стадионе, либо дома, чтобы слушать репортаж по радио. Вот так в Горьком любили хоккей.
Можете представить, учитывая все вышесказанное, что творилось в городе после подвига «Торпедо» в сезоне-1960/61? Горьковчане взяли серебро и стали первым клубом не из Москвы, попавшим в число призеров чемпионата СССР. Ранее в тройку советского первенства входили исключительно «Спартак», ЦСКА, «Динамо» и «Крылья Советов» — все эти коллективы базировались в столице Советского Союза. В последнем, решающем матче против «Крыльев», на трибунах домашнего стадиона «Торпедо» творилось что-то невообразимое.
«Конечно, здорово нам тогда помогли болельщики. Они так горячо нас поддерживали! На скамейке запасных невозможно было спокойно сидеть. Шум, гам. Когда мы выигрывали 4:1, московские хоккеисты даже взмолились перед публикой: «Да не шумите вы так! Не видите — ваши уже выиграли», — делился впечатлениями от исторического события на страницах газеты «Нижегородский спорт» защитник Владимир Солодов.
Основной голкипер команды Виктор Коноваленко даже пытался спрятаться в телевизионном автобусе, стоящем у одной из трибун. Легенда советского хоккея понимал, что болельщики его просто разорвут от счастья, поэтому он хотел переждать активную фазу празднования. Но не получилось. Любители хоккея заметили его, вытащили из автобуса, взяли на руки и понесли прямо к его дому. Настоящее сумасшествие!
Достоверность таких случаев подтверждал и капитан того «Торпедо» Игорь Шичков. Его, как и Коноваленко, болельщики донесли на руках до подъезда дома, в котором он жил. Неудивительно, что после такого грандиозного по меркам горьковского хоккея успеха игроки местной команды даже не могли спокойно выйти в магазин. Местные жители, даже обычные домохозяйки, мгновенно узнавали в них недавних триумфаторов, принесших столько счастья простым людям.