Удивительно, но наказание получилось мягким.
Недовольство работой судей в хоккее случается сплошь и рядом. Даже после введения штрафов за критику работы арбитров игроки и тренеры нередко высказывают свое мнение об их действиях в том или ином матче. И это объяснимо. Каждая команда хочет побеждать, а если ей это не удается, то проще найти виноватого в лице судьи. Хотя, конечно, иногда арбитры совершают столь грубые ошибки, что критика в их отношении полностью справедлива.
Судейские скандалы — это явление, которое характеризует хоккей не только в 21 веке. Во второй половине прошлого столетия их тоже хватало. Хоккеисты и тренеры часто словесно нападали на арбитров из-за недовольства их работой. Например, один из самых скандальных эпизодов в истории советского хоккея был как раз связан с судьями. В сезоне-1968/69 главный тренер ЦСКА Анатолий Тарасов увел команду с поля после нескольких откровенно спорных судейский решений в матче со «Спартаком». Все бы ничего, но ту встречу воочию наблюдал Леонид Ильич Брежнев. Разумеется, ему такая вынужденная пауза в игре не понравилась, поэтому впоследствии Тарасов получил серьезный выговор.
К слову, Анатолий Тарасов был далеко не единственным советским тренером, замеченным в судейских скандалах. Подобную участь на себе испытали и Анатолий Кострюков, и Николай Эпштейн, и многие другие специалисты эпохи Советского Союза. Впрочем, если тренеры зачастую устраивали с судьями только словесные баттлы, то хоккеисты могли позволить себе в их отношении чуть больше. Хотя бы потому, что они с арбитрами находятся на льду и им проще применить в отношении стражей ледового правопорядка физическую силу. И пусть такие случаи крайне редки, но они бывают. Например, форвард Валентин Григорьев во времена игры за новосибирскую «Сибирь» позволил себе недопустимое. Во время матча против новокузнецкого «Металлурга» 18 апреля 1967 года он ударил судью кулаком прямо в лицо! В современном хоккее такое представить очень сложно. Как ни крути, сейчас арбитры защищены с точки зрения хоккейных правил — даже если бы подобное произошло, игрока могла ждать длительная дисквалификация. Но Григорьева всего лишь удалили до конца встречи. Справедливое ли наказание? Очень сомнительно.
Возможно, на руку Григорьеву сыграло то, что он не был звездой советского хоккея. Сделай что-то подобное Валерий Харламов, Владимир Петров, Вячеслав Фетисов или другие заметные хоккеисты Советского Союза, им было бы не избежать масштабной обструкции со стороны болельщиков и организаторов чемпионата СССР. Но Валентин на их фоне был скромной фигурой, поэтому его проступок почти остался незамеченным. За карьеру обидчик арбитров поиграл в московском «Динамо», «СКИФе», новосибирской «Сибири», столичном «Локомотиве», саратовском «Кристалле» и ташкентском «Спартаке». Он мог бы оказаться в ЦСКА, но так и не заинтересовал главного тренера армейцев Анатолия Тарасова. Хотя у них было что-то общее: оба не смогли сдержать свои эмоции при общении с судьями.