Исполнительный комитет Российского футбольного союза (РФС) 20 декабря на последнем в году заседании рассмотрит предложения, выдвинутые Российской премьер-лигой (РПЛ) и входящими в нее клубами для улучшения судейства. Председатель судейского комитета РФС, член исполкома организации Павел Каманцев в интервью РИА Новости рассказал о предложениях по улучшению футбольного арбитража, частичной публичности рейтинга судей и влиянии слов губернатора Самарской области Вячеслава Федорищева, который ранее заявил о коррупции в футбольном судейском корпусе.
— Да, мы посмотрели презентацию и благодарим РПЛ за проделанную работу по верхнеуровнему анализу нашей работы. Взгляд со стороны всегда очень полезен. Я бы разделил предложения на три категории: нормативное регулирование, публичность, составы судейских органов и участие в них РПЛ.
Если говорить о нормативном регулировании, в этом процессе нет предела совершенству, 100%. Когда мы пришли в РФС, то нормативная база помещалась на четырех страницах, поэтому на первом этапе нашей работы мы создавали регламентные нормы, по которым сейчас работают судьи. Создали кодекс делового поведения судьи и инспектора, положение о премировании судей и т.д. и т.п. То есть сейчас нормативная база в разы больше той, что была. Это минимизирует количество спорных ситуаций и дает понимание судьям. Каждый год мы проводим ревизию документов, происходят новые ситуации, которые требуют реакции. Всё, что касается замечаний РПЛ в этой части, мы постараемся максимально использовать.
— Почему вы сами не обновляете нормативную базу?
— Это заблуждение, мы постоянно обсуждаем и улучшаем отдельные процессы и разделы, но это приводит к перегрузке юристов РФС и бюро исполкома. Теперь выбрали тактику накопления изменений и обновления существенных положений раз в полгода-год. Положения об ЭСК и дисциплинарный кодекс переиздавались уже много раз.
— Неужели качественные юристы не могут написать документы если не с первого, то со второго раза?
— Нормотворчество — постепенный процесс, и он был начат только пять лет назад. Удивительно, но до этого данный вопрос не был в центре внимания. Только рейтинг судей, ассистентов и инспекторов мы улучшаем каждые полгода по результатам анализа соответствующей части спортивного сезона.
Например, при оценке работы VAR (судей, отвечающих за систему видеоассистента рефери) стандартная инструкция ФИФА учитывает правильные или неправильные вмешательства, но пока не оценивает следующие важные составляющие работы VAR: качество коммуникации с судьей, скорость и качество подготовки видео для просмотра. Однако в жизни бывают разные ситуации, и при правильном в целом вмешательстве VAR качество коммуникации или плохо подготовленное видео может затруднить или даже привести к ошибке судьи при просмотре момента у монитора на стадионе.
Очевидно, что указанные критерии важны при оценке качества работы VAR и должны быть описаны в рейтинге, но возникает вопрос веса каждого критерия и объективной оценки данных критериев. В общем, если погружаться в детали и стараться сделать систему справедливой, приходится анализировать и улучшать систему многократно.
— Какие предложения РПЛ по большей публичности?
— Например, предложения по улучшению качества судейских видеоразборов, понятному описанию моментов. Конечно, там есть что улучшать, но не уверен, что это тот вопрос, который требует обсуждения на исполкоме.
В любом медиапродукте, в том числе который производит лига, клубы, федерация, можно найти что-то, что можно и нужно улучшить. Так что эту претензию мы полностью принимаем и будем улучшать. Но я бы тут отметил, что раньше федерация не делала ничего подобного. Нужно ли улучшать то, что есть? Точно да. Сейчас мы уже начали делать видеообзоры работы арбитров не только в футболе, но и в футзале.
— Третья часть предложений — большая вовлеченность клубов в управление судейством?
— Я бы назвал это анализом составов судейских комиссий и комитетов. Проблема дефицита кадров в судействе хроническая. Она с нами не первый год, легких и очевидных решений я за пять лет в футболе не увидел. Посыл лиги в том, что нужно больше высококачественных специалистов. Как с этим можно не согласиться? Мы разделяем эту позицию целиком и полностью, но ни одного конкретного предложения в презентации пока нет.
Мы самостоятельно делаем максимум возможного, но текущая ситуация очень сужает наш выбор. Вспомните приглашение Даниэле Орсато, с которым всё уже было согласовано, и он начал работать, но как только всё было официально объявлено, на него и его семью стали оказывать давление.
Мы с удовольствием рассмотрим информацию лиги по потенциальным кандидатам, которые были бы полезны отечественному судейству. Мы постоянно рассматриваем разных кандидатов с точки зрения профессиональных качеств, наличия конфликта интересов, а также позиции департамента защиты игры, но пока находимся в поисках и не можем закрыть, например, позицию менеджера судей Первой лиги. Из российских экспертов на ум приходит лишь Алексей Николаев, который успешно работает экспертом на ТВ. Сергей Лапочкин дисквалифицирован ФИФА и не имеет права работать в судействе, другие же судьи, которые заканчивали карьеру в последнее время, прекращали работу из-за наличия к ним этических вопросов или плотно работали с клубами, что создает конфликт интересов.
— Клубы хотят влиять на решение экспертно-судейской комиссии?
— Это одно из предложений. Такая практика действительно была до Ашота Рафаиловича (Хачатурянца, бывшего президента РПЛ), но тогда в состав комиссии входили только российские эксперты, и им это было нормально, но по судейской конвенции это неправильно. В текущей конфигурации мы стараемся быть максимально независимыми и использовать лучших из доступных экспертов, которых будет сложно привлечь для работы в ином случае. При том, что решения ЭСК публикуются с видео, мне будет очень сложно объяснить экспертам, в чем смысл нахождения представителей клубов при обсуждении и голосовании.
— Рассматривается ли в презентации самая громкая тема уходящего года, которую затронул господин Федорищев?
— Не слишком хорошо, что приходится комментировать файл об открытости, который не был опубликован, но РПЛ пока не посчитала нужным этого делать. Поэтому читателям придется верить мне на слово. Нет. В слайдах нет ничего, касающегося темы противоправного воздействия на результат или мер, которые бы могли создать дополнительную защиту от подобного влияния.
Соответственно, считаем, что клубы удовлетворены проделанной органами судейства и департаментом защиты игры по этому направлению работой за последние пять лет, и проблематика не является слишком актуальной с точки зрения лиги. Мы же со своей стороны в целях профилактики будем оставаться крайне внимательными и продолжим анализ и проверки непоследовательных решений судей, ассистентов и инспекторов.
— Также много обсуждался рейтинг судей, который вроде как хотели сделать открытым, но не сделали?
— Да, такая идея была, и мы публикуем рейтинг лучших арбитров по итогам сезона. Не считаю, что наличие открытого публичного рейтинга после каждого тура улучшило бы наше судейство. Неминуемо начнутся спекуляции: «Вы назначаете нам судью с рейтингом 15 на очень важный матч, а судья внизу рейтинга будет находится под дополнительным давлением». Блогеры уже закрывают эту потребность и публикуют свои рейтинги, но наш подход к оценке судей более глубокий и включает в себя еще и сложность и важность матча, фитнес-показатели и многое другое. Соответственно, наши рейтинги и рейтинги блогеров не совпадают.
За последние два года мы сделали другие фундаментальные вещи, которые помогут нашему судейству стать лучше. Мы полностью поменяли работу инспекторов. Теперь они работают из VAR-центра и слушают всю коммуникацию арбитров, все обсуждения, послематчевые дебрифинги, фиксируются на аудио и затем проверяются руководителями. Мы ведем таблицу всех решений по каждому матчу (правильное/неправильное/дискуссионное), смотрим на баланс решений в ту или другую пользу.
Вся информация сохраняется и при наличии любых оснований может быть перепроверена. Это гораздо более сложное во внедрении, но эффективное решение для системного улучшения всего процесса судейства.
— Будете ли вы привлекать к работе сотрудников клубов и лиги?
— Верхнеуровнево — да. Документы, которые утверждаются на бюро исполкома и исполкоме, всегда изучаются лигой и клубами, так как там есть их представители. Внутренние документы все-таки требуют чуть большей погруженности и знаний судейства. За исключением Владислава Сухины сходу мне сложно назвать человека из клубов, который действительно понимает все тонкости работы арбитра. Да, многие начальники команд — бывшие судьи, но всё же их уровень и актуальность знаний под вопросом. Кроме того, предоставление клубам всей информации, необходимой для детального анализа и выработки конкретных предложений по очень специфическим вопросам судейства, идет вразрез с судейской конвенцией.
Мы всегда в поиске независимых сильных специалистов, но этот рынок, к сожалению, очень и очень узкий. Все, кто может быть полезен отечественному судейству, скорее всего, уже задействованы в РФС, но мы будем рады советам как клубов, так и рядовых болельщиков. Обязательно рассмотрим все кандидатуры..